Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 июня 2017 г. N 15-1/ООГ-1593 О проведении специальной оценки условий труда в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих, военнослужащих, служащих иных видов государственной службы (МВД России, Федеральная служба судебных приставов, Федеральная служба исполнения наказаний, таможенные органы, МЧС России, Следственный комитет РФ, прокуратура РФ и т. д.), работников религиозных организаций
Вопрос: Необходимо ли проводить СОУТ в отношении условий труда:
1. государственных гражданских служащих и муниципальных служащих;
2. военнослужащих;
3. служащих иных видов государственной службы (МВД России, Федеральная служба судебных приставов, Федеральная служба исполнения наказаний, таможенные органы, МЧС России, Следственный комитет РФ, прокуратура РФ и т. д.);
4. работников религиозных организаций.
Какими нормативными документами необходимо руководствоваться при проведении СОУТ в отношении условий труда данных категорий работников?
Ответ:
Департамент условий и охраны труда рассмотрел по компетенции Ваше обращение по вопросу проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах отдельных категорий работников и сообщает следующее.
Правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, а также правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда установлены и определены Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон N 426-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
В отношении других категорий работников (в том числе работников религиозных организаций) специальная оценка условий труда проводится в обязательном порядке, в соответствии с требованиями Федерального закона N 426-ФЗ с учетом особенностей осуществления отдельных видов деятельности.
Согласно части 4 статьи 3 Федерального закона N 426-ФЗ проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.
В настоящее время законодательством Российской Федерации процедура проведения специальной оценки условий труда государственных гражданских и муниципальных служащих не предусмотрена.
На сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний, органов внутренних дел Российской Федерации, национальной гвардии Российской Федерации, которые проходят государственную правоохранительную службу, распространяется действие Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Ввиду того, что положениями статьи 11 указанного федерального закона урегулированы вопросы предоставления социальных гарантий и организации соответствующих условий, необходимых для выполнения служебных обязанностей указанными сотрудниками, проведение специальной оценки условий труда на их рабочих местах не требуется.
Учитывая природу правоотношений, связанных с прохождением военной службы, а также особенности прохождения военной службы, законодательством Российской Федерации, регулирующим соответствующие правоотношения, проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах военнослужащих не предусмотрено.
Порядок прохождения службы в таможенных органах и организациях Федеральной таможенной службы (далее - таможенные органы) и основы правового положения должностных лиц таможенных органов, в том числе, за работу во вредных условиях труда, определены Федеральным законом от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 114-ФЗ).
Так, согласно статьям 34, 39 Федерального закона N 114-ФЗ для сотрудников таможенных органов, исполняющих свои должностные обязанности во вредных условиях, устанавливается сокращенная продолжительность служебного времени и предоставляется дополнительный отпуск. Перечень должностей сотрудников таможенных органов Российской Федерации, исполняющих должностные обязанности во вредных условиях, за исполнение которых предоставляется дополнительный отпуск и устанавливается сокращенное служебное время, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.1998 N 189.
В связи с тем, что вопрос предоставления компенсаций за работу во вредных условиях труда сотрудникам таможенных органов урегулирован соответствующим федеральным законом, проведение специальной оценки условий труда в отношении их рабочих мест не требуется.
С учетом имеющихся особенностей трудовой деятельности отдельных категорий работников, в том числе работников, непосредственно осуществляющих тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций, частью 7 статьи 9 Федерального закона N 426-ФЗ предусмотрено установление особенностей проведения специальной оценки условий труда в отношении таких рабочих мест.
В этой связи Минтрудом России были проведены консультации с МЧС России и иными заинтересованными организациями, по итогам которых принято решение о нецелесообразности разработки нормативного правового акта, устанавливающего особенности проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах указанной категории работников, ввиду того, что при исполнении своих трудовых обязанностей они находятся в условиях возникновения непосредственной угрозы их жизни и здоровью.
При этом вопросы установления класса (подкласса) условий труда указанной категории работников урегулированы положениями частей 9-11 статьи 12 Федерального закона N 426-ФЗ.
Заместитель директора |
Т.М. Жигастова |