Транспортировка пострадавшего
При транспортировке каждый пострадавший должен сопровождаться хотя бы одним спасателем.
Транспортировка пострадавшего должна быть быстрой, безопасной и щадящей; при транспортировке пострадавшему нельзя причинять большую боль сотрясениями или неудобным положением, так как эти факторы способствуют возникновению шока.
Транспортировка пострадавшего зависит от обстоятельств, при которых произошла травма, от количества лиц, которые могут оказать первую помощь, и от имеющихся в распоряжении средств.
В случае необходимости доставка пострадавшего производится одним спасателем. При этом пострадавшего можно переносить следующими способами:
1) поддерживать пострадавшего ;
2) нести пострадавшего на руках;
3) нести пострадавшего на плечах, на спине;
4) тянуть пострадавшего волоком, причем, если в их распоряжении нет носилок, то переноску пострадавшего можно осуществлять следующим образом:
1) посадив пострадавшего на сцепленные руки;
2) посадив пострадавшего на "стул"- сцепленные руки обоих помощников;
3) посадив пострадавшего на доску, толстую жердь, которую оказывающие помощь держат за концы;
4) один помощник держит пострадавшего под коленями, другой - подмышками (такой способ не применим при переломе позвоночника).
Лучше всего для переноски пострадавшего использовать стандартные средства переноски - носилки, или хотя бы импровизированные средства- стул, насаженный на жерди, лестницу, доску, пальто, в которое вдевают жерди.
Скорость транспортировки пострадавшего зависит от плотности и сложности рельефа обычно не более 2 км в час. По тропе – 2-3 км в час. По дороге – до 4 км в час.
Кратковременная транспортировка на расстояние до 1-2 км по несложному рельефу может осуществляться силами одного отделения. Переноска вдвоем в зависимости от веса пострадавшего будет или очень медленной, поскольку каждые несколько минут будет требоваться отдых, или вообще невозможной. Транспортировка может начаться отделением газоспасателей, обнаружившей пострадавшего, в то время как на помощь к ним выдвигается резервное отделение спасателей. Должна быть связь с руководителем газоспасательных работ.
Переноска в одиночку летом крайне тяжела и довольно опасна как для спасателя, так и для пострадавшего и может применяться только в случае крайней необходимости, если пострадавших более одного на отделение. Зимой транспортировка по снежному покрову возможна в одиночку с использованием самодельных или штатных средств транспортировки, однако эффективность транспортировки сильно зависит от толщины и мягкости снежного покрова и встречающихся препятствий, а также веса пострадавшего.
Для длительной транспортировки летом потребуется 2-3 отделения. Если пострадавших несколько, пропорционально увеличивается и число участников. Меньшее количество людей приводит к быстрой усталости несущих пострадавшего, и допускается при расстоянии транспортировки до 0,5 -1 км, большее количество участников приводит к задержкам в пути. Крайне важно спланировать транспортировку так, чтобы участники не несли на себе дополнительное снаряжение одновременно с носилками. Если с дыхательным аппаратом один газоспасатель может транспортировать 20-30 кг, то с дополнительным оборудованием уже до 50 кг, что тяжело при длительной работе. Если на маршруте транспортировки имеются значительные препятствия – завалы, крутые спуски и подъемы и т.п., задача обеспечить непрерывное без значительных задержек движение основного отделения ложится на резервное лидирующее отделение, которое организует помощь при подъемах и спусках. В зависимости от количества и сложности препятствий может также быть организовано замыкающее отделение спасателей, собирающее остающееся снаряжение. Руководитель движется с основным отделением спасателей и поддерживает связь с лидирующим и замыкающим отделением по УКВ связи.
Для разгрузки рук при транспортировке можно использовать петли из веревок, ремней или строп, завязываемые по форме медицинских лямок. Переноска ногами вперед в виду некоторой специфики работы газоспасателей более безопасна, чем вперед головой. Однако в обществе циркулируют определенные предрассудки, и, если пострадавший находится в сознании, следует объяснить ему ситуацию. Для транспортировки лучше использовать штатные носилки. Для работающего газоспасательного отделения они должны быть легкими и разборными. Самая универсальные – разбирающаяся на 2 части с легким металлическим каркасом носилки, весом не более 10 кг. Зимой тащить пострадавшего по снегу волоком физически гораздо легче, чем нести. Самая простая и легкая волокуша – кусок скользкой прочной ткани, например, ПВХ. Проверить прочность материала просто – будучи надрезан, он не должен рваться руками. Чем более скользкий материал применяется, тем меньшее потребуется усилие при волочении. При транспортировке в мягкой волокуше всегда следует помнить, что изгибы рельефа и кочки передаются на тело пострадавшего в большей или меньшей степени. Чтобы сделать на куске ткани силовые петли, не пришивая их, можно вложить в ткань небольшие неострые предметы – камешки, кусочки дерева, обвязать их и сильно затянуть прочным шнуром. Из концов шнура завязать петли. Если материал очень жесткий и, соответственно, прочный, можно сделать в нем отверстия и распределить между ними усилие волочения, связав аналог локальной петли. К числу препятствий, отнимающих наибольшее время, следует отнести водные преграды и крутые скальные участки и склоны.
Потери времени чаще всего связаны с техническими сложностями, возникающими при организации перемещения и страховки. Сам процесс перемещения идет достаточно быстро, однако сопровождающие его маневры – перестежки, перегруппировки и т.п. отнимают много времени. Особенно это связано с организацией страховки. Быстрое перемещение пострадавшего требует обеспечения его безопасности на минимально допустимом уровне. Там, где сопровождающие носилки спасатели могут безопасно для себя передвигаться по крутому склону на собственных ногах, но существует опасность падения пострадавшего, страховать следует только пострадавшего.
По материалам М.Л. Напольских