Translate.Ru PROMT©
Баглер - рейтинг русскоязычных сайтов
Добавить сайт в каталог

      В соответствии с требованиями статьи 10 Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая ОПО, обязана планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте посредством разработки и утверждения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий.
      Как мы все знаем, с 1 января 2014 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 730 «Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах», которое устанавливает порядок разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах и требования к их содержанию. Приказом Ростехнадзора от 26 ноября 2015 г. № 480 О внесении изменений в Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств» (Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 февраля 2016 г., регистрационный № 41130) присвоена аббревиатура ПМЛА.
      Кроме того, ранее, в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности Приказом Ростехнадзора от 26 декабря 2012 г. № 781 были утверждены «Рекомендации по разработке планов локализации и ликвидации аварий на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах». В этом документе содержатся рекомендации по разработке плана локализации и ликвидации аварий (ПЛА), его составу, содержанию, форме, процедуре утверждения и пересмотра, а также проведению мероприятий по его выполнению. 
      В Федеральном законе № 116-ФЗ четко прописано наименование обязательного документа: план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий. К тому же существует четкий порядок их разработки. 
      Так что же здесь имеется ввиду?
      В чем разница между планом мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий и планом локализации и ликвидации аварий? Если внимательно посмотреть на основные положения, требования и рекомендации при разработке этих двух документов, по сути, ясно, что это практически одно и то же:  

      Поэтому, если на предприятии имеется ПЛА, разработанный с учетом «Рекомендаций по разработке планов локализации и ликвидации аварий на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах», то разработка нового документа под названием «План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий» в общем, ни к чему новому не приведет. Зачем дублировать однотипные документы? 
      Если проанализировать наименования документов, то можно сделать вывод, что разница между ними в том, что один разрабатывается для планирования ликвидации аварий, а другой – для планирования ликвидации последствий аварий. Но если задуматься, по сути, ликвидация аварии – это и есть ликвидация ее последствий. Возможно именно поэтому, в Федеральном законе № 116-ФЗ приводится именно такая формулировка, к тому же в «Рекомендациях по разработке планов локализации и ликвидации аварий на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах» есть четкое указание, что ПЛА разрабатывается в том числе и с целью разработки мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО. 
      Стоит отметить, что если раньше все эти планы подлежали экспертизе промышленной безопасности, то сейчас в Федеральном законе № 116-ФЗ исключено понятие «иная документация» и планы более не подлежат экспертизе.
      Резюмируя наши рассуждения как итог к вопросу о необходимости разработки ПЛА или ПМЛА приведем ответ генерального директора ЗАО НТЦ ПБ проф., д-р техн. наук Е.В. Кловач (Журнал «Безопасность труда в промышленности» за февраль 2014 г.):
      «В соответствии с п. 2 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» [1] в редакции, вступившей в силу с 1 января 2014 г., мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах (далее – объекты) I, II и III классов опасности планируют посредством разработки и утверждения руководителем организации или структурного подразделения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких объектах (далее – планы мероприятий). Порядок разработки указанных планов и требования к их содержанию установлены Положением о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах (далее – Положение), которое утверждено постановлением Правительства Российской Федерации [2].
      В Положении определены цели разработки планов мероприятий; сроки их действия и основания пересмотра; субъекты, утверждающие и согласовывающие их; содержание и структура этих планов. Специальные разделы плана мероприятий определяют порядок действий в случае аварии на объекте в соответствии с требованиями, установленными федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности (далее – ФНП).
      В настоящее время требования к составу (разделам) и содержанию документа, определяющего порядок действий в случае аварии на объекте, содержатся в ФНП [3], где этот документ называется «план локализации и ликвидации последствий аварий». Необходимость документа именно с таким названием установлена также в ФНП [4]. В других ФНП (например, [5]) подобный документ называют «план ликвидации аварий». Существуют нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (далее – акты), подлежащие до дня вступления в силу соответствующих ФНП обязательному исполнению на основании федерального закона [6], в которых есть требования к составлению документов, имеющих названия «план ликвидации аварий» [7], «план ликвидации аварий и защиты персонала» [8].
      Перечисленные выше ФНП не предусматривают необходимость разработки планов мероприятий только для объектов определенных классов опасности и разные сроки действия (пересмотра) планов в зависимости от классов опасности объектов. Содержание планов (с различными наименованиями) в этих ФНП и других актах также не соответствует установленному в Положении.
      Принимая во внимание, что статус постановления Правительства Российской Федерации выше статуса ФНП и других актов, ФНП и другие акты продолжают действовать в области их распространения в части, не противоречащей Положению.Таким образом, организации, эксплуатирующие указанные выше объекты I, II и III классов опасности, должны разработать и утвердить планы мероприятий, названия и содержание которых соответствуют Положению, независимо от наличия у них документов с другими названиями и сроков действия этих документов. При этом специальные разделы планов мероприятий должны определять порядок действий в случае аварии на объекте в соответствии с требованиями, установленными ФНП и другими действующими актами.» 

      Список источников. 

      1) О промышленной безопасности опасных производственных объектов [Электронный ресурс] : федер. закон от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 20 июня 1997 г. ; в ред. от 13 июля 2015 г. // Информационно-справочная система «Гарант». – Режим доступа: http://base.garant.ru/11900785/1/#block_1111
      2) Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах : пост. Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 730 // Собрание законодательства РФ. – 2013. – № 35. – Ст. 4516.
      3) Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности» [Электронный ресурс] : приказ Ростехнадзора от 12 марта 2013 г. № 101 ; в ред. от 12 января 2015 г. // Информационно-справочная система «Гарант». – Режим доступа: http://base.garant.ru/70368570/
      4) Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств» [Электронный ресурс] : приказ Ростехнадзора от 11 марта 2013 г. № 96 ; в ред. от 26 ноября 2015 г. // Информационно-справочная система «Гарант». – Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/70365948:0
      5) Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Инструкция по проведению учебных тревог и учений по плану ликвидации аварий» : приказ Ростехнадзора от 14 февраля 2013 г. № 59 // Бюл. норматив. актов федер. органов исполн. власти. – 2013. – № 20.
      6) О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона «О техническом регулировании»: федер. закон от 19 июля 2011 г. № 248-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 30 (ч. 1). – Ст. 4596.
      7) Инструкция по составлению планов ликвидации аварий на угольных шахтах : утв. приказом Ростехнадзора от 1 декабря 2011 г. № 681 // Бюл. норматив. актов федер. органов исполн. власти. – 2012. – № 16.
      8) Об утверждении «Инструкции по составлению планов ликвидации аварий и защиты персонала на взрывопожароопасных производственных объектах хранения, переработки и использования растительного сырья» : пост. Госгортехнадзора РФ от 19 июня 2003 г. № 96 // Бюл. норматив. актов федер. органов исполн. власти. – 2004. – № 7.

 

Разработали:
ведущий эксперт, доц., к.т.н. В.В. Жульнев,
ст. преподаватель В.А. Шавернева
АНО ДПО УКЦАСФ
07 апреля 2016 г

 

ГБУ Архангельской области «Служба спасения»
Учебно-консультационный центр
Журнал о пожарных и спасателях
Челябинская служба спасения
Центр Аварийно-Спасательных Формирований
Клуб пожарных
Сайт уральского горноспасателя Голоднова Антона